Структура культурологии

Культурологическая наука довольно сложна по своей структуре. В нее входят: теоретическая и прикладная культурология, историческая культурология, морфология культуры, социодинамика культуры, культурная антропология и другие компоненты.

Теоретическая культурология занимается анализом основных вопросов теории и методологии культуры.

Прикладная культурология – это изучение применения культурологического знания в разных областях социальной жизни и его эффективности. Особое значение в данном аспекте развития науки приобретают диагностика и прогнозирование социокультурных процессов.

Историческая культурология изучает развитие и взаимосвязь культурно-исторических типов.

Морфология культуры – комплекс научных представлений о культурных формах.

Социодинамика культуры рассматривает социальную эволюцию культур и цивилизаций мира.

Культурная антропология изучает процесс взаимодействия человека и культуры, отличие человека как творца и носителя культуры от животного.

Культурологическая наука имеет различные уровни: фундаментальная культурология и эмпирическая культурология.

Фундаментальная культурология – это ее теоретический уровень, а эмпирическая культурология отражает технологию внедрения культурных форм в общественное и индивидуальное сознание.

Для примера изучим кратко морфологию культуры. Морфология культуры – термин, веденный немецким этнологом Л. Фробениусом для характеристики научного направления, занимающегося изучением внешней картины культурных явлений и устанавливающего исторические взаимосвязи между культурами.

Морфология культуры – учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратно материальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), несет в своих формах и чертах, смыслах и содержании определенную символическую информацию, т.е. элемент духовной культуры.

В своем рассуждении о морфологии культуры мы отталкиваемся от разработанной еще философами-эволюционистами XIX в. концепции структурирования культуры на обыденную и специализированную и выстроенной на этой основе уже в наши дни теории Э.А. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки и прослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами.

Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. Вместе с тем, основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

Так в развитие концепции Э.А. Орловой (где присутствуют только три блока) А.Я. Флиер выделяет шесть основных блоков форм осуществления человеческой жизнедеятельности, представленные следующими областями социальной практики:

  • культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:
  • хозяйственная культура (на специализированном уровне – экономика, торговля, финансы и т.п.; на обыденном уровне – домашнее и приусадебное хозяйство);
  • правовая культура (специализированная – право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная – мораль, нравственность, общественное мнение);
  • политическая культура (специализированная – государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная – межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);
  • культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:
  • философская культура (специализированная – труды специалистов-философов; обыденная – здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость);
  • научная культура (специализированная – профессиональная наука; обыденная – повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности);
  • религиозная культура (специализированная – религиозные учения, конфессии и деноминации, эзотерика; обыденная – мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого, предрассудки, приметы, гадания, вера в «космический разум» и т.п.);
  • художественная культура (специализированная – построенное на специальном образовании профессиональное искусство; обыденная – бытовое, «саморазвлекательное» искусство, художественная самодеятельность, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т.п.);
  • культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:
  • культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме);
  • культура массовой информации (специализированная – профессиональные СМИ, реклама, общественные связи;
  •  информационно-кумулятивная культура (специализированная – система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная – предания, верования, легенды и т.п.);
  •  культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний (специализированная – система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др. институций социализации и инкультурации личности; обыденная – система домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также повседневные традиции, обычаи, нравы и пр.);
  • культура физической и психической реабилитации и рекреации человека:
  • культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная – медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная – самолечение, знахарство и пр.);
  • культура физического развития (специализированная – профессиональный спорт и альпинизм; обыденная – физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм, аэробика и т.п.);
  • культура восстановления энергобаланса человека (система и структура питания, сон и отдых; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие здесь затруднительно);
  • культура психической рекреации и реабилитации человека (специализированная – система организованного досуга, культурного туризма, домов отдыха, клубов и иных средств релаксации; обыденная – неорганизованные формы досуга, алкоголизм, наркомания и пр.);
  • культура рождения и смерти:
  • сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода существует только в обыденных формах);
  • культура родов и выхаживания младенца (специализированная – при активном медицинском участии и обыденная – без такового);
  • культура приготовления к смерти и убранства покойника (имеет место только в обыденной форме);
  • культура прощания, погребения и поминовения (имеет специализированный характер только при участии церкви или каких-нибудь официальных структур; без их участия является обыденной);
  • культура преступления и наказания:
  • культура нарушений законов (ее специализированность или обыденность зависят преимущественно от уровня профессионализма преступника);
  • культура нарушений обычаев и морали (как правило, только обыденная);
  • культура дознания (только специализированная);
  • культура наказания (специализированный или обыденный характер зависят от инстанции реализующей наказание);
  • культура лишения жизни (специализированная в исполнении армии, полиции или палача и обыденная в криминальном варианте).

Нет сомнений в том, что такая сложная и многосоставная морфологическая структура культуры сложилась не сразу, а формировалась постепенно, по мере развития форм деятельности и социальной структуры общества и, видимо, будет еще дополняться и углубляться по мере развития науки.

Интересно
Очевидно, на первобытном этапе истории имели место только хозяйственная, сексуальная и рекреационная культура, а так же, естественно культура межличностной коммуникации и культура смерти. Большинство других составляющих приведенного списка сложилось в основном на этапе аграрного общества, хотя некоторые из специализированных культур насчитывают не более нескольких веков истории (например, профессиональная наука, музейно-библиотечное дело и средства массовой информации родились, а искусство отделилось от религии только в XVII в., профессиональная медицина сложилась лишь к середине XIX в., а культура физической и психической реабиалитации человека родилась на рубеже XIX – XX вв.).

Несомненно, все эти виды деятельности на обыденном уровне существовали и раньше, но соответствующие профессиональные культуры появились лишь в указанные сроки. Нет сомнений в том, что наступивший век породит еще какие-то специализированные виды деятельности и соответствующие культуры.

Представляется, что подобная классификация, видимо, далеко не полна и нуждается в развитии и дополнении; например, остался совершенно неразработанным блок лингвистической культуры и др. Но и приведенная классификация морфологической структуры культуры серьезно продвигает наши представления о сущности этого явления, развенчивает мифы о сугубой духовности и аксиологичности всего, что манифестируется термином «культура».

Итак, культурология – интегративная область знания, рожденная потребностями современной эпохи на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, этнологии, социологии культуры, социологии, истории культуры и теологии культуры.

Основой культурологии являются отдельные науки о культуре, в рамках которых складывается первоначальный аналитический синтез ее разнообразных факторов и феноменов.

Если посмотреть на этот предмет сегодня, то это становящаяся область научного знания, не вычленившаяся еще полностью из дисциплин, на стыке которых она складывается. Так, например, исследуя культуру как систему: культурфилософия делает упор на постижение всеобщих начал культурной системы; культурпсихология рассматривает культуру как единичное (то есть как индивидуальный феномен), обладающее признаками всеобщего и особенного (культурные стили); культурная и социальная антропология изучает индивидуальное и индивидное в культуре сквозь призму всеобщего или родового развития человечества (культурные черты и универсалии); социология же обращает главное внимание на проявления особенного (типического) в культуре с учетом ее единичного/индивидуального и всеобщего развития (культурные нормы и ценности).

Таким образом, культурология выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре. Именно, такой интегративный подход позволяет понимать культуру как сложную гетерогенную систему глубоко взаимосвязанных элементов, представляющих собой исторически сложившуюся целостность.

Устойчивость культуры обеспечивается «ядром», образующимся на основании доминирующих черт каждого из ее элементов и представляющем собой неантагонистическую стабильность целостность ведущих для данной системы ценностных ориентаций.

«Ядро» культуры есть, прежде всего, ее основополагающий принцип, ведущая цель или совокупность принципов и целей, которые находят свое выражение в философии, религии, искусстве, науке, этике, праве, ведущих форм экономической, политической и социальной организации, ее менталитете, образе жизни, формах и способах социальной практики.

Так называемые «переферийные» (внешние) слои, напротив, характеризуются значительно меньшей устойчивостью, им присуща склонность к инновациям и относительно большой динамизм.

«По внутреннему своему строению, по своей внутренней структуре культура телеологична. Это значит, что культура ( и любой ее феномен) есть культура тогда, когда она построена по иерархическому признаку, то есть когда ее части, стороны и моменты образуют своеобразную пирамиду, вершиной которой является высшая ценность, воплощению которой и служит культура».

В рамках культурологии, культура изучается как естественная целостность через призму культурного становления человека и общества. Главная задача культурологического знания заключается в обеспечении понимания того, что есть человек, в каком мире он живет и какими должны быть способы его коммуникации с окружающей действительностью.

До середины ХХ века культура осознавалась лишь как следствие исторического развития общества, как его продукт. Человек выступал как творец культурного мира, но не как его продукт, результат самой культуры.

Со второй половины ХХ века активная роль культуры начинает все более фиксироваться общественным сознанием и привлекает к себе внимание специалистов различных отраслей социально-гуманитарного знания. Однако принципиально новое понимание места и роли культуры в функционировании и развитии социума формируется не сразу.

Так, например в 70-е годы XX века в Западной Европе, в рамках социально-гуманитарных наук зарождается социокультурный подход. Он представлен именами Ф.-Х. Тенбрука, В. Липпа, А. Хаана, Х.-П. Турна, Ю. Штагля, М.Р. Лепсиуса, Й. Вайса, П. Бурдье и др.

Интересно
Для исследователей, принадлежащих к этому направлению, характерно внимание к традициям и опыту «наук о духе», философской антропологии, опора на методологические принципы М. Вебера (на его идею «социологии как эмпирической науке о культуре»), и Г. Зиммеля (на учение о динамике культурных объективаций), а так же активное обращение к работам К. Мангейма и Н. Элиаса.

В основании социокультурного подхода к обществу лежит представление о том, что какими бы мотивами человек ни руководствовался в своей деятельности, скрытыми или явными, в терминах какой бы науки эти мотивы ни описывались, все это фиксируется в культуре.

Культуру можно понять как текст, в котором зафиксирована, записана мотивация людей, причем сами люди могут это не осознавать. При этом следует отметить, что этот подход не отрицает экономический, психологический и другие факторы, но основополагающим является анализ культуры, понятой как программа деятельности. В повседневной жизни люди действуют в соответствии с исторически сложившимся содержанием культуры
.

В любом социальном субъекте – от общества в целом до личности со всеми промежуточными ступенями между ними в виде сообществ – существует своя субкультура. Она содержит и программу деятельности соответствующего субъекта. В исследованиях обозначенного типа под субкультурой имеется в виду культура некоторого субъекта как социокультурного целого. Специфика данного подхода заключается в том, что о культуре всегда идет речь как о чьей-то культуре. Разговор о культуре вообще возможен, но это некий уровень абстракции, границы правомерности которого, всегда проблематичны.

Однако тогда откуда берется эта программа у любого субъекта. Приверженцы социокультурного подхода считают, что ответ на этот вопрос прост.

Любой субъект – это люди. Когда рождается ребенок, он еще не личность. Личностью он становится в процессе освоения культуры, т.е. превращения культуры внешней для человека в содержание его сознания, его личностной культуры. В конечном итоге – его воспроизводственной деятельности.

Для обозначения встроенной в человека культуры в настоящее время активно используется понятие «габитус», введенное П. Бурдье и Н. Элиасом.

Основными детерминантами габитуса являются:

  1. Капитал (не только денежный, но и социальный и культурный).
  2. Позиция в отношении производства (определѐнная через профессию, род занятий).
  3. Тип социальной связи, в которую человек включен.
  4. История группы, к которой принадлежит человек.
  5. Индивидуальная история.

В процессе социализации (социального обучения) индивида происходит интериоризация социальныхкачеств, определѐнных названными параметрами. Социальные качества становятся природой человека, живут в его теле, в языке, в способах практической деятельности. Человеческое тело и язык наполнено онемевшими верованиями, унаследованными жестами.

Российский культуролог Багдасарьян Н.Г. в статье «Место культурологии в образовательном процессе» пишет, что «культурология как инструмент познания дает понимание не только актуальных, но и глубинных, объективных причин социокультурных тенденций. Культура как практика жизни всегда опережает свой культурный смысл, который обретается человеком в ходе своего становления в определенной культурной ситуации».

Перечислим факторы необходимости изучения культурологии:

  • связан с общими процессами инкультурации личности (т.е., степени включенности человека в культуру), которая протекает на протяжении всей жизни человека, но все же особенно интенсивно в университетские годы, когда высока концентрация интеллектуальной информации, нуждающейся в отборе, рефлексии, усвоении;
  • связан с широким смыслом понятия культуры – не только как специальной сферы жизни общества, когда имеются в виду культурные ценности, но и как ценностной, нормативной и символической составляющей содержания любой другой сферы деятельности людей.

Таким образом, культурология «не для культурологов» помимо расширения общекультурного диапазона личности ставит задачу определения основных критериев профессиональной культуры, выделения социокультурных и этических норм деятельности, а овладение культурологическим методом способствует освоению технологий служебного взаимодействия, создает базу для профессиональной коммуникации, составляющей необходимую компоненту делового успеха.

Для человека культурологически образованного нет культуры своей и чужой, культуры более ценной и менее ценной, людей культурных и некультурных, к которым относят всех, кто отличается от принятого и привычного образца, а есть культура своя и иная, в той же степени уникальная, и есть понимание того, что чем культурная система многообразнее, тем она устойчивее.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)