Психологическая помощь в случаях суицидально-ориентированного поведения
Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает помощь суициденту со стороны эмоционально близких и значимых лиц.
Существует четыре основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:
- Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента.
- Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.
- Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.
- Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса.
Стремясь оказать человеку первичную психологическую помощь, важно соблюдать следующие правила:
- будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
- набирайтесь опыта у тех, кто уже был в такой ситуации;
- будьте терпеливы;
- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря: «Пойди и сделай это»;
- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому что…»;
- не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: «Вы не можете убить себя, потому что…»;
- делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.
Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Следует принять во внимание то, что в беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию.
Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя, он должен способствовать тому, чтобы собеседник был уверен в том, что его высказывания о желании умереть услышаны и поняты.
Рекомендации по проведению беседы:
- разговаривайте в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе;
- уделяйте все внимание собеседнику, смотрите прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;
- пересказывайте то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился: вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;
- дайте возможность собеседнику высказаться, не перебивайте его и говорите только тогда, когда он замолчит;
- говорите без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносите только позитивно-конструктивные фразы («мгновенный рефрейминг»).
Оказание первичной психологической помощи суициденту
При проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:
- При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался).
- Желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом.
- В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Профилактическая беседа должна включать в себя четыре этапа:
Начальный этап – установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. нужно дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.
Второй этап – установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности.
Имеет смысл применить следующие приемы:
- «преодоление исключительности ситуации»;
- «поддержка успехами» и др.
Третий этап – совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются:
- «планирование», т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков;
- «держание паузы» – целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.
Завершающий этап – окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента.
Целесообразно использовать следующие приемы:
- «логическая аргументация»;
- «рациональное внушение уверенности».
Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно и с сопровождающим направить к психиатру в ближайшее лечебное учреждение.
Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем:
- тяжелое эмоциональное состояние – явление временное;
- его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
- он имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д. Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность – в первые два месяца.
Жизненные ситуации, толкающие некоторых людей к самоубийству, как правило, не содержат в себе ничего необычного. Почему одни люди, сталкиваясь с проблемой, начинают думать о суициде, тогда как другие пытаются решить проблему или просто примиряются с неприятной ситуацией? К сожалению, мы не знаем точного ответа на этот вопрос, однако данные клинических исследований позволяют выдвинуть некоторые предположения.
Кроме того, эти люди крайне неуверены в собственных силах и считают себя неспособными справиться с трудностями. И наконец, они склонны проецировать результирующую картину собственного поражения в будущее. Иначе говоря, они демонстрируют все признаки когнитивной триады, а именно преувеличенно негативное восприятие мира, собственной персоны и своего будущего.
Другая отличительная особенность суицидента заключается в том, что смерть для него является приемлемым и даже желанным способом избавления от трудностей («Если бы я умер, я бы не мучился сейчас этими проблемами»).
Среднестатистический индивидуум, не имея готового решения проблемы, хотя и огорчается, но в целом вполне терпимо относится к отсутствию определенности: «Может, я решу проблему, а может – нет». Более того, он пытается опробовать различные решения.
Порожденное этой идеей желание смерти может достигать фантастических размеров. Для такого человека суицид является своего рода наркотиком, единственно возможной и желанной формой «избавления».
Именно склонность к самоубийству должна быть основной мишенью терапии. Один из многообещающих терапевтических подходов состоит в том, чтобы научить пациента: а) думать об иных способах решения проблемы и б) отвлекаться от суицидальных желаний.
Метод когнитивной репетиции также может быть использован в работе с такими пациентами. При этом человек должен:
- представить себя в безвыходной ситуации;
- прочувствовать отчаяние и суицидальные импульсы;
- попытаться выработать возможные решения проблемы, несмотря на давление суицидальных желаний.
После этого суициденту дается задание опробовать эту технику в реальных жизненных ситуациях. Он должен погрузиться в неприятную ситуацию (например, ситуация конфронтации с супругом) и затем попытаться найти реалистические способы решения возникших проблем.
С целью оказания людям, склонным к суициду, социальной поддержки может проводиться социально-психологический тренинг проблем, т.е. тренинг разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Кроме того, необходимо развивать навыки практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствования поиска социальной поддержки.
В таких случаях уместна психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, совершенствование самоконтроля. Замена и анализ позиции «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха могут быть основаны на тренинге поведенческих навыков.
В девяти случаях из десяти покушения на самоубийство – это не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи (Г. Отто). О подобных желаниях суициденты говорят и предупреждают заранее; 80 % суицидных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться.
Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем не менее все это чрезвычайно серьезно и требует чуткости и внимания учителей, родителей и психологов-консультантов.
В 1950 г. в США профессионалы в области психического здоровья основали первую телефонную линию доверия для людей, находящихся в бедственном положении. На прямом проводе круглосуточно дежурят психиатры или специальным образом подготовленные люди, которые внимательно выслушивают отчаявшихся и объясняют им, как можно получить профессиональную помощь.
Во многих учебных заведениях внедряются программы по обучению студентов и преподавателей выявлению предполагаемых суицидентов. Однако эти новые программы еще не доказали своей эффективности среди молодежи.
Другой превентивной мерой является ограничение доступа предполагаемых суицидентов к средствам, с помощью которых можно легко убить себя. Эти меры служат барьером, не позволяющим людям легко спрыгнуть с моста; в частности, ограничение доступа к огнестрельному оружию доказали свою эффективность в снижении уровня суицидов в обществе.
Такие методы позволяют создать препятствия на пути немедленного суицида, вследствие чего суицидальные мысли могут измениться и решимость совершить самоубийство исчезнет. Препятствия также нередко позволяют случайному спасателю физически вмешаться в ситуацию.
Суицид оказывает разрушительное влияние на друзей и родственников суицидента. Умышленная, неожиданная и насильственная смерть человека часто заставляет других чувствовать беспомощность и отверженность. Члены семьи и друзья испытывают стресс при обнаружении трупа.
Родители часто страдают от выраженного чувства стыда и вины. Так как суицид рассматривается как социальная стигма, то пережившие его стараются избегать общения с другими людьми, также как и окружающие избегают общения с ними.
Между тем исследования показывают, что пережившие суицид проходят сквозь такие же психологические проблемы, что и люди, потерявшие своих близких, но в конце концов оправляются от своих печалей. Группы поддержки могут играть положительную роль в психологическом восстановлении жертв неудавшегося суицида.
Таким образом, психологическая помощь лицам, склонным к суициду, является многогранным, четко организованным процессом. Она должна быть направлена на выяснение причин, которые привели человека к кризису, на организацию совместной деятельности с суицидентом по преодолению сложившейся ситуации.
Активная психологическая поддержка способна помочь человеку преодолеть желание совершить самоубийство. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно около 400…500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток – в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.
- Причины социальных отклонений
- Направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Социальный статус семьи и ее типология
- Формы социально-педагогической помощи семье
- Уполномоченный по правам ребенка
- Законодательная база социальной педагогики
- Деятельность социального педагога с семьей
- Основные функции семьи
- Оценка суицидального риска
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу