Психологическая коррекция
Целями применения психологической коррекции (психокоррекции) является оптимизация, исправление и приведение в норму каких-либо психических функций человека, отклонений от оптимального уровня его индивидуально-психологических особенностей и способностей. Выделяется пять видов стратегий психокоррекции (Ю. С. Шевченко):
- Психокоррекция отдельных психических функций и компонентов психики (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность и т. д.) либо коррекция личности.
- Директивная или недирективная стратегия психокоррекционного воз-действия.
- Коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье.
- Психокоррекция в форме индивидуальных или групповых занятий.
- Психокоррекция как компонент клинической психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.
В отличие от психологического консультирования, при психокоррекции роль клиента или пациента оказывается не столь активной и даже чаще пассивной. Коррекция подразумевает выработку новых психологически адекватных и выгодных навыков в процессе специально разработанных тренинговых программ.
Активность клиента или пациента заключается лишь в желании измениться, но отнюдь не в экзистенциальной работе над собой. Человек го-тов «вручить себя» клиническому психологу или психотерапевту для того, чтобы тот восполнил имеющиеся недостатки, исправил отклонения, привил новые умения и навыки.
Даже если речь идет о психокоррекции личностных или характерологических свойств, то имеется в виду, что основным способом изменений и психологической помощи должен быть процесс научения эффективному принятию себя и реальности, а не философское осмысление своего места в мире, своих возможностей и способностей.
Психокоррекция, в отличие от психологического консультирования, ис-пользует в качестве основных методов манипулирование, формирование и уп-равление человеком, имея четкие представления об искомом состоянии, уровне развития психических функций или индивидуально-личностных качеств.
Заданными оказываются эталоны и идеалы. Человек выступает в роли мате-риала, из которого «лепится» оптимальный для него или идеальный для об-щества образ. Ответственность за психологические изменения ложится исключительно на психолога.
Классическим является спектр манипулятивных методик: от советов Карнеги до нейролингвистического программирования разнообразных тренингов (женского обаяния, личностного роста, сексуального тренинга и пр.).
В клинической психологии психокоррекция используется при выявляемых у клиента психологических проблемах, возникающих в связи с характерологическими, поведенческими девиациями и личностными аномалиями, а также при невротических психосоматических расстройствах.
Выработка оптимальных навыков происходит в процессе тренингов, среди которых наиболее известны аутотренинг, поведенческая (бихевиоральная) терапия, нейролингвистическое программирование, психодрама, трансактный анализ (Э. Берн).
Аутогенная тренировка (аутотренинг) — методика, направленная на овладение навыками психической саморегуляции с помощью релаксационных способов. Под релаксацией (расслаблением) понимается состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, ощущаемое либо во всем организме, либо в любой его системе.
В клинической психологии, особенно при психосоматических расстройствах и заболеваниях, используются такие разновидности, как собственно аутогенная тренировка с т. н. нервно-мышечной релаксацией и методика биологически обратной связи.
При прогрессивной мышечной релаксации происходит обучение человека контролированию состояния мышц и вызыванию релаксации (расслабления) в определенных группах мышц с целью снятия вторичного эмоционального напряжения. Аутогенная тренировка проводится в несколько этапов, направленных на освоение упражнений по ослаблению нервно-мышечного напряжения к конкретной мышце или группе мышц, с последующим становлени-ем «привычки отдыхать».
Методика биологически обратной связи построена по принципу условно-рефлекторного закрепления навыка изменять свое соматическое состояние при контролировании его с помощью различных приборов.
В процессе тренинга пациент самостоятельно с помощью прибора конт-ролирует биологическое функционирование своего организма (от скорости протекания элементарных биохимических реакций до сложных видов деятельности) и обучается изменять его, применяя различные способы само-регуляции. Выделяют следующие типы биологической обратной связи (А. А. Александров):
- электромиографическая биообратная связь;
- температурная биообратная связь;
- электрокожная биообратная связь;
- электроэнцефалографическая биообратная связь.
При электромиографической биообратной связи происходит научение процессу расслабления конкретной мышцы или группы мышц, а также об-шей релаксации. Методика температурной биологической обратной связи позволяет обрести навыки расширения и сужения периферических сосудов, что приводит к изменению температуры конечностей и тела.
Электрокожная биообратная связь дает возможность научиться контролировать кожно-гальванические реакции, влияя на симпатическую нервную активность. При электроэнцефалографической биообратной связи происходит формирование навыков изменения биоэлектрической активности головного мозга при помощи изменения соотношения волн различной частоты и в первую очередь увеличения альфа-активности для снижения уровня возбудимости и успокоения.
Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия изобилует методиками, основанными на выработке условно-рефлекторной деятельности с целью ку-пирования психопатологической симптоматики или навыков адекватных привычек взамен неадекватных, невротических.
Наиболее известными методиками являются методики «систематической десенсибилизации» и «пара-доксальной интенции», применяемые для лечения навязчивых страхов. При «систематической десенсибилизации» происходит погружение человека в ситуацию, вызывающую страх (воображаемую или реальную), с формировани-ем новой адекватной реакции на ситуацию и затуханием старой болезненной.
Методика, называемая «парадоксальной интенцией», направлена на изменение отношения пациента к фобиям за счет «переворачивания» этого отношения и доведения ситуации до абсурда (при эрейтофобии, страхе по-краснеть — научение настроить себя так: «Ну, покажи-ка всем, как ты умеешь краснеть. Пусть все увидят, как это тебе удается»).
Задача парадоксальной интенции — лишить эмоционально негативного подкрепления страхов, заменив их на иронию и юмор.
Нейролингвистическое программирование представляет собой систему психологических манипуляций на основании изучения лингвистической мета-модели человека, суть которой заключается в признании шаблонности для каждой группы людей или одного человека лингвистической системы позна-ния мира и самого себя, выражения чувств и решения проблем.
Для этого в нейролингвистическом программировании (НЛП) существует понятие мо-дальности — наиболее типичном и характерном для индивида способе вос-приятия и отражения окружающей реальности.
Выделяют три разновиднос-ти модальности: визуальная, аудиальная и кинестетическая. После выявления доминирующей модальности человека предполагается коррекция его пове-дения, которая может самим человеком осознаваться или не осознаваться. В первом случае можно говорить об управлении индивидом, во втором — о ма-нипулировании им с помощью вербальных и невербальных методов.
Цель программирования — выработка определенной стратегии поведении, желательной для человека или окружения.
В рамках нейролингвистического программирования используется не-сколько техник: «якорение», «взмах», «взрыв», «метафора». Основным же считается «рефрейминг» — переформирование личности, придание ей новой заданной формы. В основе рефрейминга лежат следующие базовые положения нейролингвистического программирования:
- Любой симптом, любая реакция, либо поведение человека изначально носят защитный характер и поэтому полезны; вредными они считаются только тогда, когда используются в несоответствующем контексте.
- У каждого человека существует своя субъективная модель мира, которую можно изменить.
- Каждый человек обладает скрытыми ресурсами, позволяющими изменить и субъективное восприятие, и субъективный опыт, и субъективную модель мира.
Рефрейминг осуществляется чаще всего в шесть этапов. На первом опре-деляется симптом; на втором пациенту предлагается произвести своеобраз-ное «расщепление» себя на части (здоровую и патологическую, представленную симптомом), вступить в контакт с частью, отвечающей за формирование
- проявление симптома, и осмыслить механизм его возникновения; на третьем осуществляется отделение симптома от первоначального мотива (намерения); на четвертом — обнаружение новой части, способной удовлетворить это намерение иными путями, с «постановкой якоря» (ассоциативной связи между событиями или мыслями); на пятом и шестом — формирование согласия всего «Я» на новую связь.
- процессе психодрамы происходит разыгрывание человеком ролей с целью изучения внутреннего мира и выработки навыков оптимального социального поведения. Как правило, психодрама используется при наличии у индивида характерологических, коммуникативных девиаций и «комплекса неполноценности».
Человек в процессе игровой деятельности усваивает стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях, апробирует их, выбирает наиболее подходящие и тем самым преодолевает коммуникационные проблемы.
Трансактный анализ рассматривает личность человека как совокупность трех состояний «Я», условно названных Родитель, Взрослый и Ребенок. Суть их заключается в генетически запрограммированном паттерне поведения и проявлении эмоциональных реакций.
Ребенок проявляет себя инфантильными чертами характера и отношения к реальности, Взрослый — признаками зрелой психической деятельности, а Родитель характеризуется наличием нормативных и оценивающих стереотипов поведения. Психологическое взаимодействие, с точки зрения Э. Берна, происходит в виде диадного контакта (трансакции) при использовании тех или иных ролей.
Основная цельтрансактного анализа состоит в том, чтобы помочь индивиду понять особенности его взаимодействия с окружающими с помощью соответствующей терминологии и обучить его нормативному и оптимальному поведению.
- Другие виды девиантного поведения
- Понятие коммуникативной девиации
- Характерологические и патохарактерологические реакции
- Методы консультирования при сверхценных психологических увлечениях
- Сексуальные девиации и аномалии сексуального поведения
- Пищевое поведение
- Зависимость от психоактивных веществ
- Аутоагрессивное поведение в виде суицидальных тенденций
- Агрессивное поведение
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу