Конституционное правотворчество и его воздействие на правотворчество судов общей юрисдикции
Стимулирующее воздействие Конституционного Суда РФ на правотворческие возможности судов общей юрисдикции и арбитражных судов возможно проанализировать, как представляется, лишь с учетом тех конституционно-правовых особенностей, которые присущи деятельности Конституционного Суда РФ.
К ним мы относим следующие особенности:
- Конституционный Суд РФ – единственный орган государственной власти и единственный судебный орган, который конституционно управомочен определять и устанавливать конституционность тех или иных нормативных правовых актов и договоров (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ);
- выявленный Конституционным Судом в постановлении по конкретному делу конституционный смысл тех или иных правовых положений является обязательным для всех правоприменителей, и прежде всего для судов;
- Конституционный Суд РФ не имеет своим назначением установление законности нормативных правовых актов, а устанавливает лишь их конституционность, т.е. соответствие Конституции РФ, ее принципам и положениям;
- норма права, признанная Конституционным Судом РФ неконституционной, не может быть применена и иметь правовых последствий, а основанные на этой норме решения теряют юридическую силу;
- Конституционный Суд РФ не вправе разрешать дело по существу;
С учетом вышеозначенных особенностей решения Конституционного Суда РФ могут оказывать существенное влияние на правоприменительную деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Указанные суды при наличии пробелов в правовом регулировании, а также в случаях обнаружения не отмененных в установленном порядке, но фактически утративших силу норм либо противоречий между нормами самостоятельно решают, какие правовые нормы подлежат применению в рассматриваемом деле.
Правотворческие возможности судов реализуются, на наш взгляд, и в правовых ситуациях, вызванных недостаточной дифференциацией в законе отдельных составов правонарушений, причем это может быть отражено в правовой позиции Конституционного Суда РФ. В ряде своих Постановлений (от 25 апреля 1995 г. и от 8 октября 1997 г.)
Конституционный Суд РФ указывал, что законы должны быть конкретными и понятными и что неопределенность норм может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства прав граждан перед законом.
“Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), – говорится в Определении Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 6-О, – поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность ее содержания, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит – к нарушению принципов равенства и верховенства закона”.
“Таким образом, – сказано в Определении Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 6-О, – содержание недостаточно разграниченных между собой составов правонарушений невозможно однозначно истолковать, что может привести к неограниченному усмотрению в процессе правоприменения, к произволу в применении санкций, закрепляющих эти составы правовых норм.
- Формальное признание функций конституционного суда
- Основа обвинительного приговора
- Конституционное правотворчество в системе взаимодействия внутригосударственного и международного права
- Конституционное правотворчество в аспекте взаимодействия конституционного суда
- Правотворчество конституционного правосудия в процессе проверки конституционности закона
- Правотворчество конституционного правосудия в процессе проверки конституционности закона по жалобам
- Правотворчество конституционного правосудия при разрешении дел
- Правотворчество конституционного правосудия при разрешении дел о соответствии действующих
- Правотворчество конституционного правосудия в процессе выявления конституционности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу