Экономическое обеспечение управления человеческими ресурсами

На сей раз обратимся к тому, как взаимосвязаны психологическое и экономическое обеспечение управления человеческими ресурсами. Второе преследует цель оптимизировать затраты в данной сфере.

Для этого разработана система статистических показателей, позволяющих определить как вклад, который сотрудники организации вносят в достижение стоящих перед ней целей, так и во что же сотрудники ей обходятся.

Для этого используются показатели производительности, такие, как объем реализации на одного сотрудника, объем прибыли до уплаты налогов на одного сотрудника, производимая продукция за час производительного труда, число производительных часов, затрачиваемых на единицу продукции (для однородной продукции), потерянная производительность (добавленная стоимость в час производительного труда, умноженная на число потерянных часов), а также показатели издержек на рабочую силу, в том числе общие издержки организации (базовая заработная плата, переменная заработная плата, все виды премиальных выплат, выплаты по участию в прибылях и сокращению издержек, стоимость социальных льгот, издержки организации, связанные с уплатой государственных и местных налогов на заработную плату и занятость), доля издержек на рабочую силу в объеме реализации, издержки на одного сотрудника и издержки на один производительный час, все виды издержек на профессиональное обучение .

Ясно, что существенными показателями экономической эффективности, которая достигается психологическим обеспечением, являются его вклад в улучшение показателей производительности и их доля во всех видах издержек на персонал.

Вместе с тем оценить эту эффективность непросто. Некоторые мероприятия, в частности те, что изменяют организационные основы деятельности конкретных групп сотрудников или воздействуют на мотивацию персонала, могут дать заметное улучшение экономических показателей уже в анализируемый период, например, в течение полугода или года. Примером служит случай, описанный Д. Ю. Дьяковой и Ю. В. Пасс, когда реорганизация отдела продаж и изменение схемы оплаты труда различных категорий его сотрудников, внедренные с учетом психологически закономерностей реагирования людей на нововведения, по истечении года позволили увеличить объем продаж более чем в 2 раза.

Другие же мероприятия по психологическому обеспечению лишь создадут предпосылки для того, чтобы сохранить относительную стабильность работы коллектива в период преобразований, снизив потери, вызываемые текучестью, конфликтами, возможные масштабы которых трудно оценить заранее, и, соответствен¬но, трудно ввести критерии эффективности проделанной с персоналом работы, в которой использовалось психологическое обеспечение. В связи с этим совместные усилия экономистов и психологов должны быть направлены на разработку системы экономических, социальных и психологических показателей, отражающих вклад последних в благополучие организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)